Последняя редакция: 08.01.2015
Автор: Новицкая Марина
Всем известно, что готика с присущей ей величественной красотой является украшением многочисленных узеньких улочек и просторных площадей практически всех европейских городов. Но как оказалось, на первый взгляд совершенно не характерные для русской архитектуры остроконечные готические крыши в России хоть и не часто, но тоже встречаются. С конца XVIII в. элементы готики стали появляться в архитектурных ансамблях российских городов.
Итальянское слово готика (gotigo) переводится, как «непривычный» или «варварский». Изначально его использовали в качестве бранного слова. Новое толкование оно получило благодаря Джорджио Вазари, который термином «готика» сумел отделить друг от друга две эпохи – Ренессанса и Средневековья. Начиная с XIIв., в искусстве кардинально поменялось направление: на смену роскошному романскому стилю пришла сдержанная готика. В архитектуре это проявилось в появлении у городских зданий и Соборов:
Для готического стиля очень важно, чтобы каждый элемент строения стремился подчеркнуть вертикаль. Культовое предназначение, строгое следование религиозной тематике, христианскому мировоззрению, обращенному к могуществу божественной силы и философскому восприятию вечности, являются характерными чертами данного направления в искусстве. Готическая архитектура – это всегда устрашающе величественные здания.
В средневековой России на развитие искусства сильное влияние оказывала византийская цивилизация. Считается, что по этой причине готика была долгое время неизвестна нашей стране. Столь твердому убеждению можно возразить, сославшись на внешний вид остроконечных башен Московского Кремля.
На первый взгляд они действительно имеют отдаленное сходство с европейской готикой. Но их нельзя отнести к готическому стилю поскольку, совершенно точно известно, что готика появилась в русской архитектуре только в конце XVIII в., а Московский Кремль был возведен намного раньше. C появлением на Руси неоготики на смену громоздкости и массивности в архитектуре пришло стремящееся ввысь изящество. Данный стиль пришелся по душе русским людям и нашел отражение как в архитектуре, так и в декоративно-прикладном искусстве, стилистическом оформлении дворцовых интерьеров царских семей, усадеб и особняков дворянства, которые были склонны к театрализации повседневного быта и своей жизни в целом.
В русской архитектуре главными неоготическими чертами считаются наличие:
Первыми неоготическими русскими сооружениями считаются Чесменский дворец и Чесменская церковь, построенные неподалеку от Санкт-Петербурга в период с 1774 по1780 гг. по проекту известного в то время архитектора Ю.М. Фельтона.
Характерные неоготические черты также хорошо просматриваются в находящейся в Москве Царицынской царской резиденции, строительством которой на протяжении десяти лет руководил архитектор В.И. Баженов.
Кроме того, типичным образцом неоготики является возведенный по проекту архитектора Богдановича в 1901-1911 гг. Московский Римско-католический собор Непорочного зачатия Девы Марии.
Образцами средневековой готики богата Калининградская область РФ (территория бывшей Пруссии). На этих землях сохранилось по приблизительным подсчетам около двадцати замков и множество церквей. К сожалению многие из достопримечательностей на сегодняшний день находятся в плачевном состоянии. Непосредственно в Калининграде сохранились пятнадцать городских ворот, внушительное количество церквей, выполненных в неоготическом стиле и красивейший средневековый Кафедральный собор.
Старую часть Выборга (небольшого городка, что находится в Ленинградской области) украшают строгого вида костел Гиацинта, построенный в XVI в. и два необычных здания (рынка и банка на рыночной площади). Но, что самое важное, в Выборге находится едва ли не единственный в России (если не брать в рассмотрение Калининградскую область) средневековый замок, который был заложен в 1293г. шведами.
Несмотря на внушительные габариты готических соборов, при их виде создается ощущение легкости и изящества. Такой эффект по всей видимости получается благодаря наличию вытянутых башен и арочных окон, украшенных витражными стеклами. В готике особое внимание уделяется освещенности помещения. Замысловатую игру света помогают создавать разноцветные витражные окна, сквозь которые внутрь проникает невидимый солнечный свет.